Пуховский Виктор Николаевич. Живописные полотна.
Сразу несколько выставок Вам предложат посмотреть сотрудники этого гостеприимного дома, но сейчас мы остановимся на выставке одного художника, презентация выставки которого состоялась 2 июля 2009 года, это признанный живописец, график Виктор Николаевич Пуховский.
Виктор Николаевич окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище и Московский полиграфический институт, прекрасно владеет мастерством скульптуры, но предпочтение отдает живописи и графике. Последние годы Виктор Николаевич помимо преподавательской деятельности, достаточно тесно сотрудничает с Московскими издательствами, иллюстрируя литературные произведения.
Виктор Николаевич Пуховский - член Союза художников России с 1993 года и многолетний участник различных отечественных и международных выставок. Его работы находятся в частных и музейных коллекциях не только нашей страны, но и за рубежом, а иллюстрации украшают десятки книг.
Почти весь второй этаж занимают работы этого художника, и мы начинаем их внимательно рассматривать.
"Зима на окраине" - ломаная геометрия линий выстраивает ритм, удерживая композицию рисунка - сдержанная, но очень выразительная живопись.
"Осенний сад" - свободный импрессионистический мазок широкой кистью, тонкие цветовые переходы, богатая красочная палитра.
"Заводь" - экспрессионистическая свобода изложения темы, чуть приглушенные, пастельные тона, схематичное изображение фигур, нарочитая упрощенность рисунка и композиционного построения.
Изображенные автором "Райские кущи" с огромными яблоками и прекрасными цветами подчеркивают внутреннее напряжение героев полотна.
В работе "Скворечники" доминирует цвет молодой зелени. Для любого художника воспроизвести на холсте этот цвет - одна из самых сложных задач. Контрастируя с ярко-синим небом, зелень леса оживает, дышит, наполняется воздухом и солнечным светом.
В портрете "Овация" девушка, тонкой рукой придерживая скрипку, обнимает букет цветов. Другая рука свободно опущена вдоль тела. При своей внешней простоте работа основана на утонченной, выверенной композиции и мастерской игре оттенков. Внутреннее пространство картины выглядит несколько уплощенным вследствие подчинения формы цвету.
При кажущейся монохромности нельзя не отметить тонкую изысканность цветовой гаммы. Серо-жемчужные тона делают работу легкой и подвижной.
Простое прямое длинное платье открывает лишь босые ступни ног, возле которых лежат упавшие цветы. Закрытые глаза скрипачки подчеркивают внутреннюю сосредоточенность и погружение в состояние упоения музыкой.
В работе "Голубая обнаженная" художник смотрит на свою модель сверху. Резкие ломаные линии покрывала заполняют почти весь передний план картины. Лежащая женщина кажется мертвенно-бледной в сумраке ночи, создавая ощущение полного покоя и неподвижности. Холодный голубой свет луны заполняет все пространство холста, но отчетливые широкие красочные мазки, создающие фон, ясно говорят о живом, теплом дыхании спящей женщины, давая возможность прикоснуться к тайне ее снов.
Этой работой автор делает явный посыл к "голубому периоду" Пикассо. Вообще, почти все работы Пуховского так или иначе обращаются к модернизму, будь то кубизм ("Веер") с четкой геометрией изображения, экспрессионизм ("Пасхальное утро") с броскими цветовыми контрастами, футуризм ("Красная голова") с пересечениями, сдвигами и наплывами форм и т.д.
Самостоятельно переработанные художником приемы различных модернистских течений являются средством для усиления декоративно-чувственного воздействия живописи.
Пуховский виртуозно владеет всем арсеналом технических приемов этих направлений и продемонстрировал это в своих работах. Он совмещает технику "сезанновского" корпусного мазка и яркую гамму примитивно-лубочного искусства.
Среди светлых и жизнерадостных картин Пуховского контрастно выделяется триптих "Люди-звери", "Сходка", "Малина". Красные, ничего не выражающие глаза, уродливые "брейгелевские" лица, точно подмеченные типажи и образы из реальной жизни.
"Балкон" - на переднем плане - цветы в горшках, огороженные балконной решеткой на фоне спокойного, холодного города. Художник показал маленький фрагмент теплого, уютного дома с цветущими ухоженными растениями, этот живой микромир четким контрастом враждебной городской среде, изображенной в виде призм, треугольников, диагоналей.
В своих работах художник смело и решительно использует открытый, чистый цвет ("Пасхальное утро"). Контраст желтого, синего, красного, зеленого создает ощущение пространства, наполненного воздухом и светом. А используя технику корпусного письма, автор передает форму, объем и осязаемость изображения ("Горы Ала-Тоо, освещенные солнцем").
Особых комментариев требует работа "Полдень", где автор изобразил усадьбу с прудом и женщиной, стоящей на берегу пруда.
Художник, будучи профессиональным скульптором, использовал прием скульптурного изображения персонажа, ритмически соединив его с реальной садовой скульптурой.
И, хотя, конечно, сильны в живописи Пуховского импрессионистические тенденции ("Бистро", "Деревня Тростянка"), художник отдает дань и современным направлениям постмодернизма. Натюрморт "Четверть" решен в гиперреалистической манере. Бутыль темно-зеленого стекла и ваза с фруктами на красно-оранжевом фоне нереально увеличены в размерах, максимально приближены к зрителю и будто бы "вываливаются" из рамы.
Художник делает предметы осязаемыми, возникает желание прикоснуться к ним. В натюрморте "Кактус" разглядеть собственно кактус можно только при внимательном рассматривании. На первый взгляд пространство этой картины кажется предельно наполненным формами.
Сведенные к геометрическим фигурам, осколочные, иногда почти абстрактные изображения предметов, перекрывающие друг друга, не создают ощущения хаоса, напротив, они выстроены в соответствии с продуманной живописной структурой. Почти то же самое можно сказать и о натюрморте "Света и тени".
Многочисленные и разнообразные противопоставления, цветовые контрасты, создают порядок, просчитанный до мельчайших деталей. Тщательно прописанные элементы обладают пространственной глубиной и четко интегрированы в основную плоскость изображения. Конструктивное использование формы, цвета и света отражают художественные принципы Пуховского.
Ну, вот, закончилось наше путешествие по увлекательному миру живописи.
Хотите продолжения?
Батурина Татьяна, искусствовед